Описание материально-технического обеспечения
Педагогический блок:
- 4 групповых помещений, которые состоят из групповой комнаты, умывальной, сан. узла, раздевалки, моечной; 2 спальной комнаты;
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем). Имеется оборудование для коррекции плоскостопия, массажеры, атрибуты для подвижных игр.
- кабинеты и залы: кабинет заведующего МБДОУ; методический кабинет; музыкальный зал, совмещенный со спортивным. Зал оснащен специальным оборудованием и инвентарем. Имеется помещение для его хранения.
На территории ДОУ есть спортивная площадка, баскетбольные щиты, яма для прыжков в длину, футбольные ворота, стойки и сетка для игры в волейбол, детско-оздоровительный комплекс (шведская стенка, баскетбольное кольцо, горка, лабиринт);
- прогулочные участки;
- автогородок;
- опытно-экспериментальные участки;
- экологические тропинки;
- уголок сказок;
- цветочные клумбы и декоративные кустарники;
- этнографический уголок;
- метео-площадка.
Медицинский блок: медицинский, процедурный кабинет и изолятор.
Хозяйственный блок: пищеблок, прачечная, гладильная, подсобные помещения, овощехранилище.
В учреждении имеется 2 компьютера, 1 медиапроектор, 1 переносной экран, 1 принтер, 1 музыкальный центр, телевизор, пианино.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует основным требованиям к организации развивающей среды. Образовательная среда в учреждении организована в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования п.3.3. и СанПиНа 2.4.1.3049-13.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она работает на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Предметно-развивающая среда ДОУ спроектирована в соответствии с реализуемой образовательной программой, возрастными особенностями воспитанников, учитывает индивидуальность каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении представляет собой систему условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-личностного развития детей.
ДОУ оснащен современным информационно-образовательным оборудованием (компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, DVD плеер, музыкальные центры и др.), которое используются в образовательном процессе с детьми. Проведен Интернет, используются его ресурсы, что способствует информативности и насыщенности образовательного процесса.
В группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона, подобрана мебель естественных оттенков, предметы которой гармонируют друг с другом, все оформление в группах исполнено в едином стиле.
Организация и расположение предметов во всех помещениях осуществлены рационально, логично, удобно для детей. Подбор и расположение мебели и оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей.
В МБДОУ созданы условия для развития детей всех возрастов во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.
При построении предметно-развивающей среды педагоги соблюдают принцип зонирования.
Чтобы помочь реализовать потребности дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою в группах организованы центры театрализованной деятельности «В гостях у сказки», уголки ряжения. Имеются различные виды театров, среди них пальчиковый театр, театр сказок из кукол бибабо, настольный театр, шапочки, маски, и костюмы для драматизации.
Особое место в группах ДОУ уделяется музыкальным центрам. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Центр помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Очень часто в группах звучит музыка: классическая, песни из мультфильмов, детские песни, колыбельные, «звуки природы», сказки.
Созданы центры познавательной активности, которые решают большое количество образовательных задач. Дидактические игры на закрепление знаний о цвете, величине, форме предметов, пирамидки, пазлы, кубики, настольно-печатные игры по речевому развитию, математическому развитию, знакомству с окружающим миром. Незаметно для себя дети осваивают цифры, буквы, узнают и запоминают цвет и форму, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику рук и совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в дошкольной организации оборудованы природные уголки. В них представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края. Имеются календари природы, модели года, изготовлены "Красные книги".
В группах оформлены центры речевого творчества. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Особо ценны уголки физической культуры и спорта, где имеется необходимое оборудование для физического развития и проведения профилактических мероприятий с дошкольниками. Имеется оборудование для коррекции плоскостопия, массажеры, атрибуты для подвижных игр. Физкультурный центр гармонично вписывается в пространство групповых комнат. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
В группах расположены центры строительных игр и конструкторов, они представляют огромное разнообразие различных видов конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет им комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. В зоне конструктивной деятельности собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили.
С целью научить детей безопасному поведению на дороге были созданы центры по ПДД. В группах меются специально – оборудованные уголки: макеты дороги с разметкой, «зебра», макеты улиц и домов, наборы дорожных знаков, макеты транспортного и пешеходного светофора, машины разных размеров, игрушечные машины специального назначения, макет общественного транспорта, макеты дорожных знаков, человечки, атрибуты для игр по правилам дорожного движения (костюмы – накидки, шапочки, эмблемы, жезл, игрушечные рули и другое). Центры оснащены дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Игровые уголки оснащены игровым оборудованием для формирования навыков детей «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Гараж», «Магазин», «Почта». Атрибуты к играм были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет дошкольникам комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
В групповых помещениях созданы условия для развития у детей естественнонаучных представлений. Есть мини-лаборатории с наборами для проведения исследований и экспериментов (различные емкости для воды и сыпучих материалов, весы, песочные часы, предметы разной величины и формы; разнообразные сосуды из пластмассы и стекла). Собраны гербарии, коллекции минералов, почв, есть природные материалы для детского исследования: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. В группах есть атласы, карты, глобусы - все это вызывает у детей особый интерес.
В группах созданы зоны отдыха, уголки уединения - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок государственной символики, куда входят: символика страны, области, района; альбомы с фотографиями родного села, столицы; литература по патриотическому воспитанию, что также способствует реализации образовательного курса «Белгородоведение». Уголок русской культуры включает: художественную литературу (сказки, потешки, поговорки, стихи и т.д.); народные игрушки (матрешки, дымка и т.д.); народные музыкальные инструменты; куклу в народном костюме; произведения декоративно-прикладного искусства.
В целях художественно-эстетического развития детей в группах созданы утолки изобразительного искусства, оснащенные различными материалами и средствами для изобразительной деятельности: фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. В уголках изобразительного искусства собран демонстрационный материал по декоративно-прикладному искусству, по технике предметного и сюжетного рисования для детей разных возрастов.
В книжном уголке дети очень любят рассматривать книги и большие и маленькие. Здесь размещена литература, соответствующая возрасту детей, литература энциклопедического характера, имеются книги, созданные совместно педагогом с воспитанниками, детьми и их родителями (книжки-малышки, книжки – раскладушки).
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой, реже ссорятся поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Описание методических материалов и средств обучения и воспитания детей.
Учебно-методический комплект соответствует учебно-методическому комплекту общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».