Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10

Телефон

8 (47 248) 78-2-69

Эл. почта dolzhenkonatalya@yandex.ru

«Другое дело»
"Шагаем вместе"
Консультационная служба
Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» специально для Вас на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» создана Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Всероссийское голосование за объекты благоустройства по проекту «Формирование комфортной городской среды»

МБДОУ "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10,
Телефон: 8 (47 248) 78-2-69
Эл. почта: dolzhenkonatalya@yandex.ru

Развивающая предметно-пространственная среда по ПДД

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо иметь не только методический и иллюстрационный художественный материал, но  и создание в группе игровой зоны.

Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций. В игре ребенок закрепляет свои знания, полученные на занятии по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. При подборе игровой зоны в группе по обучению детей правилам дорожного движения мы учитывали возрастные особенности детей, задачи которые мы поставили.

Использование предметно-пространственной среды позволяет:

- комплексно решать вопросы, связанные с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;

- создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге;

- организовать эффективную практику обучения дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитывать у них привычку поведения умелых и осторожных пешеходов.

Организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно- образовательной работы в нашем детском саду. Решение же программных образовательных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Для лучшего усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения в любом возрасте большое значение имеет развивающая среда.

Во всех групповых помещениях оформлены уголки безопасности дорожного движения с учетом возрастных особенностей детей группы, которые представлены следующими компонентами:

Наглядные пособия:

-наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах,

-макеты города, села, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек,

-знаки дорожного движения,

-фланеллеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов,

-плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации,

-светофоры, игрушки транспортные,

-конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы с блоками среднего и маленького размера,

-раздаточный материал по теме,

-раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»;

-игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др.

-учебные макеты, перекрестки;

- макетами нашего села и города с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

- макеты улиц и домов;

- макеты транспортного и пешеходного светофора;

- макет общественного транспорта;

- макеты дорожных знаков;

- Специальное ковровое покрытие способствует организации сюжетно - ролевых игр: «Наша улица», «Дорога в детский сад», «Инспекторы и автомобилисты», «Мы-водители», «Юный инспектор», «Наше село» и другие.

Дорожные знаки нагрудные и переносные:

- Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:

информационно-указательные: – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки: – «Дети»; запрещающие знаки: – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки: – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета: – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;

знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

- Набор мелких знаков на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Дидактические игры:

1. «Грузовик». Цель: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовых машинах. Закрепить знания о составных частях грузовой машины (кабина, руль, кузов, колесо, педали, фара). Развивать воображение, творчество.

2. «Купи для машины нужную деталь»

3. «Скажи правильно»

4. «Собери грузовик»

5. «Собери автомобиль». Цель: обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению.

6. «Узнай и назови». Цель: закреплять знания детей о различных видах транспорта.

7. «Покатаем на машине игрушки». Цель: уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины.

8. «Зажги свой огонек». Цель: закрепить у детей знания о светофоре, сигналах, их назначении.

9. «Угадай дорожный знак». Цель: закрепить у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.

10 «Сложи машину». Цель: развивать у детей умение складывать целое из частей.

11. «Чего не стало». Цель: развивать у детей внимание.

12. «Набери правильно номер». Цель: закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб. Развивать умение правильного набора номера на телефоне.

13. Словесная игра «Изобрази сигнал своей машины» (тихо, громко).

14. «Наша улица». Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закреплять представления детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным играм специальной тематики, разрезные картинки, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации. Необходимый материал постепенно накапливается в группах, где дети свободно используют его в играх, закрепляя полученные ранее знания.

Настольные игры:

- «Автопарк»;

- «Дорожные знаки»;

- «Дорожные подсказки»;

- «Перевертыши»;

- «Помощник светофора»;

- «Транспорт».

Подвижные игры:

- «Внимание на дороге»;

- «Вспомни все»;

- «Зимние автогонки»;

- «Красный»;

- «Не попал»;

- «Парковка»;

- «Светофор»;

- «Тачки»;

- «Тише едешь»;

- «Чудо»;

- «Эстафета»;

- «Птицы и автомобиль»;

- «Перекресток»;

- «Пятнашки»;

- «Пешеходы и транспорт»;

- «Самолеты»

- Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.).

Сюжетно-ролевые игры:

1. «Светофор». Цель: закрепить правила дорожного движения (не спешить, быть внимательным, следить за движением других, знать сигналы светофора).

2. «Пешеходы». Цель: закреплять обязанности пешехода.

3. «Пассажиры». Цель: закреплять правила поведения в общественном транспорте и обязанности пассажиров.

4. «Службы спасения». Цель: знакомство со специальным транспортом и его отличительными признаками.

5. «ГИБДД»;

6. «Дорожное движение»;

7. «Автосервис»;

8. «Путешествие по улицам села»;

9. «Улица и пешеходы»;

10. «Поездка на автомобиле»;

11. «Автопарковка».

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

-жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники,

-игрушки транспортные,

-флажки для перехода улицы,

-планшеты с перекрёстком,

-нагрудные изображения с различным видом транспорта.

Художественная литература:

- книги разных авторов на соответствующую тематику: С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»; С.Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; С Яковлев «Советы доктора Айболита»; О. Бедерев «Если бы…»; А. Северный «Светофор»; В.Семернин «Запрещается - разрешается»

Элементы индивидуализации:

-Фотоальбомы «Моя улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи».

-Альбомы. Книжки-малышки по словотворчеству «Правила движения».

- Выставочная зона -наличие детских и взросло-детских творческих работ, посвященная ПДД.

-Творческие мастерские (по интересам): изготовление автомобилей, дорожных знаков и т.д.

-Выставки подделок.

Методическая база детского сада по ПДД:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. СПБ «Детство», 2008.

3. Добрая дорога детства. Всероссийская газета.

4. Дорожные знаки. Наглядно-дидактическое пособие для работы с детьми 4-7 лет.

5. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного  возраста. М.: ТЦ «Сфера» , 2006.

6. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Москва 2015г.

В помощь педагогам имеются разработанные памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед, экскурсий, целевых  прогулок. Для наглядности в работе с детьми подобраны плакаты, картины, макеты, фотоальбомы.

В ДОУ активно используются при обучении ПДД технические средства: музыкальный центр, проектор, ноутбук. Они позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. При организации образовательного процесса с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения мы активно используем современные образовательные технологии – ИКТ.

Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни.

Электронные версии роликов и фильмов по ПДД:

  1. «Азбука безопасности – зебра в городе».
  2. «ПДД для детей».
  3. «Озорная семейка – Правила движения».
  4. «Смешарики: Азбука безопасности».
  5. «Уроки тетушки совы».

Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает успешное освоение детьми правил дорожного движения, способствует формированию навыков практического применения, и соблюдения ими правил дорожного движения. Наша работа на этом не заканчивается. Сегодня детский сад стремится обеспечить качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

На территории детского сада педагогами ДОУ оборудована  специальная площадка - игровое пространство, включающее перекресток, проезжую часть,  автомобильную стоянку, пешеходный переход, автобусную остановку. Здесь с помощью игровых транспортных средств и атрибутов  дети знакомятся с дорожными знаками и правилами движения. В созданных условиях ребята учатся ходить по тротуару, переходить по пешеходному переходу.

Таким образом, при обучении детей основам «дорожной грамоты» педагогический коллектив ДОУ придерживается следующих правил:

- не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.

- сочетать изучение Правил дорожного движения с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.

- использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге.