Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10

Телефон

8 (47 248) 78-2-69

Эл. почта dolzhenkonatalya@yandex.ru

«Другое дело»
"Шагаем вместе"
Консультационная служба
Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» специально для Вас на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» создана Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Всероссийское голосование за объекты благоустройства по проекту «Формирование комфортной городской среды»

МБДОУ "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10,
Телефон: 8 (47 248) 78-2-69
Эл. почта: dolzhenkonatalya@yandex.ru

08.02.2016 Консультация для родителей. "Вначале было слово". Подготовила: воспитатель Ишкова Татьяна Ивановна

3 марта 2016 г.

Консультация  для  родителей.

Вначале  было  слово.

В возрасте от 2 до 6 лет умственное и речевое развитие детей в решающей мере зависит от его родителей. К сожалению, многие родители, плохо представляют, как можно самим развивать речь своего ребенка. Для создания благоприятных условий развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью, побуждать ребенка к речи, создавать ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон, хвалите за любое красивое высказывание.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию.

Включайте речь во все виды деятельности: озвучивайте ребенку все ваши и его действия во время одевания, купания, прогулки, совместного труда, просмотра телепередач и мультфильмов.

На начальном этапе овладения речью большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, рифмовок, прибауток, пропеванию песен и колыбельных.

Колыбельные песни

Колыбельные песни – первые поэтические произведения, обращенные к ребенку. Под их влиянием малыш познает звуки речи, начинает понимать обращение к нему матери, усваивает ритмико-мелодическую сторону родного языка.

Потешки

Потешки – это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движение ребенка в первые месяцы жизни. Потешки способствуют развитию у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств. А многократное повторение различных звуковых комплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает формировать правильную слоговую структуру слов. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться. Потешки также способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.

Одним из самых главных факторов, определяющих языковое и речевое развитие детей является слушание и чтение книг.Книги сопровождают ребенка с первых лет его жизни. Книги открывают и объясняют ребенку жизнь природы и общества, мир человеческих чувств и отношений. Книги развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции и словарный запас. Не приобщив ребенка к книге в дошкольном возрасте, мы создаем трудности его обучения в дальнейшем.

Приобщение ребенка к книге необходимо начинать с раннего детства. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Поэтому задача родителей – научить ребенка любить книгу.

«Чем раньше – тем лучше»

Начинать читать книги можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм речи и воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так у ребенка на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

«Книжки – малышки»

Самым маленьким детям нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.д. На странице почти всю площадь должна занимать картинка. Подписи состоят из максимум двух – трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может ограничиться облизыванием и перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что ребенок легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных и т.д. они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги прежде всего предназначены для чтения. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.

Три года – возраст «почемучек» — это оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10 – 15%, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

В этом же возрасте можно начинать загадывать ребенку загадки. Загадки стимулируют умственное развитие ребенка. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений. Подбор загадок осуществляется в соответствии с возрастом.

Чтение перед сном

Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет хорошей привычкой.

Чтение каждый день

Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день. Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и речевого внимания, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Игры с книжками:

«Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он отправится на ее поиски, а когда найдет – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть картинки в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

«Волшебная кисточка»

После прочтения книги предложите ребенку взять кисточку и нарисовать наиболее запомнившийся ему эпизод произведения.

«Угадай главных героев»

Вы говорите ребенку название сказки, например, «Золушка», «Буратино» или «Чиполлино» — ребенок должен вспомнить и назвать всех персонажей этих сказок.

«Заблудился в другой сказке»

Вы рассказываете ребенку начало или середину знакомой ему сказки, например про Снегурочку. Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (Снегурочка не растаяла, а выпила «живой воды» и превратилась в настоящую девочку). Или например, сказка про Курочку Рябу (яичко не разбилось, а из него вылупился цыпленок и все обрадовались).

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало знакомой сказки, а ребенок должен ее вспомнить и продолжить до конца.

«Узнай сказку»

После прочтения двух – трех сказок, задайте ребенку вопрос: из какой сказки этот отрывок или фраза.

«Назови любимую сказку»

Ребенку задаются вопросы:

  • Хрустальная туфелька из какой сказки?
  • Пудель Артемон из какой сказки?
  • Семь гномов из какой сказки?
  • Злая волшебница из какой сказки?

Родители   помните:

  1. С самого рождения пойте ребенку колыбельные песни.
  2. Наполните день ребенка потешками, поговорками, стихами, связанными с режимными моментами.
  3. Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед сном, перед обедом, в поездке, в плохую погоду и т.д.
  4. Учите с детьми стихи, чистоговорки, песенки, отгадывайте загадки.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе с ним.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. Такое чтение очень сплачивает.