Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо иметь не только методический и иллюстрационный художественный материал, но и создание в группе игровой зоны.
Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций. В игре ребенок закрепляет свои знания, полученные на занятии по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. При подборе игровой зоны в группе по обучению детей правилам дорожного движения мы учитывали возрастные особенности детей, задачи которые мы поставили.
Использование предметно-пространственной среды позволяет:
- комплексно решать вопросы, связанные с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;
- создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге;
- организовать эффективную практику обучения дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитывать у них привычку поведения умелых и осторожных пешеходов.
Организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно- образовательной работы в нашем детском саду. Решение же программных образовательных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Для лучшего усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения в любом возрасте большое значение имеет развивающая среда.
Во всех групповых помещениях оформлены уголки безопасности дорожного движения с учетом возрастных особенностей детей группы, которые представлены следующими компонентами:
Наглядные пособия:
-наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах,
-макеты города, села, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек,
-знаки дорожного движения,
-фланеллеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов,
-плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации,
-светофоры, игрушки транспортные,
-конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы с блоками среднего и маленького размера,
-раздаточный материал по теме,
-раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»;
-игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др.
-учебные макеты, перекрестки;
- макетами нашего села и города с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
- макеты улиц и домов;
- макеты транспортного и пешеходного светофора;
- макет общественного транспорта;
- макеты дорожных знаков;
- Специальное ковровое покрытие способствует организации сюжетно - ролевых игр: «Наша улица», «Дорога в детский сад», «Инспекторы и автомобилисты», «Мы-водители», «Юный инспектор», «Наше село» и другие.
Дорожные знаки нагрудные и переносные:
- Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
информационно-указательные: – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
предупреждающие знаки: – «Дети»; запрещающие знаки: – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки: – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
знаки приоритета: – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- Набор мелких знаков на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Дидактические игры:
1. «Грузовик». Цель: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовых машинах. Закрепить знания о составных частях грузовой машины (кабина, руль, кузов, колесо, педали, фара). Развивать воображение, творчество.
2. «Купи для машины нужную деталь»
3. «Скажи правильно»
4. «Собери грузовик»
5. «Собери автомобиль». Цель: обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению.
6. «Узнай и назови». Цель: закреплять знания детей о различных видах транспорта.
7. «Покатаем на машине игрушки». Цель: уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины.
8. «Зажги свой огонек». Цель: закрепить у детей знания о светофоре, сигналах, их назначении.
9. «Угадай дорожный знак». Цель: закрепить у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.
10 «Сложи машину». Цель: развивать у детей умение складывать целое из частей.
11. «Чего не стало». Цель: развивать у детей внимание.
12. «Набери правильно номер». Цель: закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб. Развивать умение правильного набора номера на телефоне.
13. Словесная игра «Изобрази сигнал своей машины» (тихо, громко).
14. «Наша улица». Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закреплять представления детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным играм специальной тематики, разрезные картинки, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации. Необходимый материал постепенно накапливается в группах, где дети свободно используют его в играх, закрепляя полученные ранее знания.
Настольные игры:
- «Автопарк»;
- «Дорожные знаки»;
- «Дорожные подсказки»;
- «Перевертыши»;
- «Помощник светофора»;
- «Транспорт».
Подвижные игры:
- «Внимание на дороге»;
- «Вспомни все»;
- «Зимние автогонки»;
- «Красный»;
- «Не попал»;
- «Парковка»;
- «Светофор»;
- «Тачки»;
- «Тише едешь»;
- «Чудо»;
- «Эстафета»;
- «Птицы и автомобиль»;
- «Перекресток»;
- «Пятнашки»;
- «Пешеходы и транспорт»;
- «Самолеты»
- Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.).
Сюжетно-ролевые игры:
1. «Светофор». Цель: закрепить правила дорожного движения (не спешить, быть внимательным, следить за движением других, знать сигналы светофора).
2. «Пешеходы». Цель: закреплять обязанности пешехода.
3. «Пассажиры». Цель: закреплять правила поведения в общественном транспорте и обязанности пассажиров.
4. «Службы спасения». Цель: знакомство со специальным транспортом и его отличительными признаками.
5. «ГИБДД»;
6. «Дорожное движение»;
7. «Автосервис»;
8. «Путешествие по улицам села»;
9. «Улица и пешеходы»;
10. «Поездка на автомобиле»;
11. «Автопарковка».
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
-жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники,
-игрушки транспортные,
-флажки для перехода улицы,
-планшеты с перекрёстком,
-нагрудные изображения с различным видом транспорта.
Художественная литература:
- книги разных авторов на соответствующую тематику: С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»; С.Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; С Яковлев «Советы доктора Айболита»; О. Бедерев «Если бы…»; А. Северный «Светофор»; В.Семернин «Запрещается - разрешается»
Элементы индивидуализации:
-Фотоальбомы «Моя улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи».
-Альбомы. Книжки-малышки по словотворчеству «Правила движения».
- Выставочная зона -наличие детских и взросло-детских творческих работ, посвященная ПДД.
-Творческие мастерские (по интересам): изготовление автомобилей, дорожных знаков и т.д.
-Выставки подделок.
Методическая база детского сада по ПДД:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. СПБ «Детство», 2008.
3. Добрая дорога детства. Всероссийская газета.
4. Дорожные знаки. Наглядно-дидактическое пособие для работы с детьми 4-7 лет.
5. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера» , 2006.
6. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Москва 2015г.
В помощь педагогам имеются разработанные памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок. Для наглядности в работе с детьми подобраны плакаты, картины, макеты, фотоальбомы.
В ДОУ активно используются при обучении ПДД технические средства: музыкальный центр, проектор, ноутбук. Они позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. При организации образовательного процесса с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения мы активно используем современные образовательные технологии – ИКТ.
Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни.
Электронные версии роликов и фильмов по ПДД:
- «Азбука безопасности – зебра в городе».
- «ПДД для детей».
- «Озорная семейка – Правила движения».
- «Смешарики: Азбука безопасности».
- «Уроки тетушки совы».
Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает успешное освоение детьми правил дорожного движения, способствует формированию навыков практического применения, и соблюдения ими правил дорожного движения. Наша работа на этом не заканчивается. Сегодня детский сад стремится обеспечить качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
На территории детского сада педагогами ДОУ оборудована специальная площадка - игровое пространство, включающее перекресток, проезжую часть, автомобильную стоянку, пешеходный переход, автобусную остановку. Здесь с помощью игровых транспортных средств и атрибутов дети знакомятся с дорожными знаками и правилами движения. В созданных условиях ребята учатся ходить по тротуару, переходить по пешеходному переходу.
Таким образом, при обучении детей основам «дорожной грамоты» педагогический коллектив ДОУ придерживается следующих правил:
- не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.
- сочетать изучение Правил дорожного движения с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.
- использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге.