Памятка для педагогов
«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»
Подготовила: Тонких З.И., воспитатель
МБДОУ «Детский сад села Купино
Шебекинского района»
Значение пересказа в формировании монологической речи.
- Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
- Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
- Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.
- Понимание сюжетной линии рассказа.
- Развитие планирующей функции речи.
- Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль).
- Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.
- Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.
- Воспитание в ребенке положительные качества личности.
3 – 4 года |
4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен. Задачи подготовительного этапа: Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке). Учить называть и сочувствовать героям произведения. Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя. |
Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Организуются специальные занятия по обучению пересказу. |
Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. |
Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. |
- Требования к литературному тексту для пересказа:
- доступное, понятное детям содержание;
- разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
- небольшой объем;
- произведение должно развивать в ребенке положительные черты личности.
- Типовая структура занятия по пересказу
- Подготовка детей к восприятию нового произведения.
- Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
- Подготовительная беседа (анализ произведения).
- определение сюжетной линии (основной прием: вопрос – ответ);
- определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте)
- Повторное чтение, обобщающее результаты разбора.
- Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
- Пересказ (3—7 человек).
- Анализ пересказов детей.