Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10

Телефон

8 (47 248) 78-2-69

Эл. почта dolzhenkonatalya@yandex.ru

«Другое дело»
"Шагаем вместе"
Консультационная служба
Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» специально для Вас на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» создана Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Всероссийское голосование за объекты благоустройства по проекту «Формирование комфортной городской среды»

МБДОУ "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10,
Телефон: 8 (47 248) 78-2-69
Эл. почта: dolzhenkonatalya@yandex.ru

Методические рекомендации: «Интеграция тематических модулей как средство развития двигательного потенциала физического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: Несмашнева Н.И., старший воспитатель

24 мая 2017 г.

Краткая аннотация.

 

(Слайд 1) Методические рекомендации направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), в части требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, образовательной области «Физическое развитие» в группах общеразвивающей направленности от 2 до 7 лет.

(Слайд 2) ФГОС ДО выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Методические рекомендации предназначены для применения в работе, инструкторам по физической культуре ДОУ, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

В основу методических рекомендаций вошел опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области» по интеграции тематических модулей как средства развития двигательного потенциала физического развития дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе: Несмашнева Наталья Ивановна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области».

Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.

ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, направлен на решение многих педагогических задач, одна из них - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательной области «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и другое).

Основные цели и задачи образовательной области «Физическое развитие»:

- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомляемости.

- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь инструктарам по физической культуре, педагогам по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях реализации ФГОС ДО.

 

Содержание методических рекомендаций

 

(Слайд 3) Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и проводить занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей дошкольного возраста необходимо осуществлять не только в процессе ООД по физической культуре (физкультурных занятий), но и при организации всех видов детской деятельности:

- через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-вкладыши, игры-шнуровки.

- подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами.

- игровую дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, подвижные игры на прогулке.

Целесообразно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и другое). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

(Слайд 4) В основу принципа интеграции рекомендуется положить комплексно-тематическое планирование, которое позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении для всех возрастных групп строится по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа возрастной адресности.

Главная цель комплексно-тематического планирования - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Дошкольное учреждение должно поставить перед собой задачу не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Целесообразна интеграция содержания области «Физическое развитие», с образовательными областями «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – Коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

(Слайд 5) Интеграция областей «Физическое развитие» и «Познавательное развитие»:

1. Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и другое).

2. Специальные упражнения на ориентировку в пространстве.

3. Подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых).

4. Построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования).

5. Просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни.

6. Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.

(Слайд 6) Интеграция с областью «Художественно – эстетическое развитие».

1. Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок.

2. Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек.

3. Использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания).

4. Рисование мелом разметки для подвижных игр.

5. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение.

6. Проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение.

7. Развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

Интеграция физкультурных занятий и музыки создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости, умению двигаться согласованно с музыкой.

(Слайд 7) Интеграция с областью «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём.

2. Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора.

3. Развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки.

4. Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

(Слайд 8) Интеграция с областью «Речевое развитие»:

1. Проговаривание действий и название упражнений.

2. Поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности.

3. Обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие у детей развиваем фонематический слух. Способствуем развитию мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Все это способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков. Очень важно использовать дыхательные упражнения, которые тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыханий.

(Слайд 9) Интеграция (взаимодействие) участников образовательного процесса. Слаженность в работе - залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в том числе пе¬дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя.

Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Задачи решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

(Слайд 10) Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.

Так, например, воспитатели вместе с детьми и родителями изготавливают необходимые для проведения мероприятия атрибуты: плакаты, декорации, эмблемы и призы для участников, пригласительные билеты для болельщиков и родственников. Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Еще одним примером сотрудничества педагогов является организация прогулок и походов с детьми. Совместная подготовка к проведению похода, разработка плана и маршрута, предусматривают на пути места для отдыха и игр, подбирают инвентарь.

Таким образом, эффективность физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе организованной образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.

(Слайд 11) Большое значение для реализации образовательных задач по интеграции тематических модулей в работе по физическому развитию имеет грамотное оформление предметно-пространственной развивающей среды (ППРС). Тема занятия должна быть отражена в подборе материалов. Поэтому при планировании каждой тематической недели необходимо чётко продумывать изменения в организации ППРС согласно теме недели. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям.

Здоровьесберегающая инфраструктура ДОУ включает в себя физкультурный зал оснащенный спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, физкультурные уголки в группах, позволяющие детям реализовывать потребность в движении, спортивная площадка.

Дидактические материалы для использования в работе с дошкольниками по физической культуре:

- Иллюстрации, карточки – схемы, пиктограммы;

- Пособия и игры с валеологическим содержанием;

- Дидактические и развивающие игры;

- Пособия для закаливания и оздоровления;

- Демонстрационный материал по безопасности;

- Магнитофон, компьютер, проектор, экран;

- Картотеки пальчиковой и гимнастики для глаз;

- Картотеки подвижных игр;

- Картотеки утренней гимнастики (по возрастам);

- Картотека игр с элементами спортивных игр;

- Атрибуты для игр (маски животных, шапочки, игровое оборудование, игрушки);

- Спортивное оборудование.

(Слайд 12) Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь если есть желание и немного фантазии. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения.

(Слайд 13) Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

(Слайд 14) Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на интегрированных занятиях по физической культуре в детском саду. Занятия в детском саду имеют свою специфику: они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в ДОУ современных компьютерных программ.

ИКТ уверенно занимают место в организованном обучении, на занятиях, в досуге, на праздничных утренниках, в методической работе и в работе с родителями:

- помогают осуществлять пропаганду здорового образа жизни, проводить детско-родительские спортивные мероприятия;

- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;

- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объёмами информации;

- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;

- способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;

- используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;

- повышают качество педагогического труда.

Библиотека медиаресурсов включает:

- видеоролики;

- иллюстративный материал (фотографии животных, явлений природы и многое другое);

- подборка различной музыки (песни о войне, детская, инструментальная музыка, музыка из кинофильмов и т.п.);

- развивающие презентации.

Использование ИКТ не столько расширяет знания детей, сколько развивает их психические процессы, интеллектуальные способности, творческие и речевые возможности.

(Слайд 15) Таким образом, внедряя интеграцию образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями, обеспечивается целостное развитие дошкольников, как гармонично-развитой личности, способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность. Интеграция образовательных областей способствуют более тесному контакту всех педагогов и специалистов. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

(Слайд 16)

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Белая К.Ю. «Программы и планы ДОО. Технологии разработки в соответствии с ФГОС ДО»-М. :ТЦ Сфера, 2014.-128с
  2. Никитина, С.В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
  3. Скоролупова О.А., Федина Н. В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. — № 5. – С. 40-45.
  4. Сомкова О.Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
  5. Трубайчук Л.В.  Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013
  6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/ .