Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10,

Телефон

8 (47 248) 78-2-69

Эл. почта dolzhenkonatalya@yandex.ru

Ваше мнение имеет значение

Выходные в семье сопровождаются:

МБДОУ "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10,
Телефон: 8 (47 248) 78-2-69
Эл. почта: dolzhenkonatalya@yandex.ru

Спортивные праздники и развлечения в ДОУ - задачи, содержание, новые подходы, методические рекомендации. Музыкальный руководитель Сергеева О.Н.

15 декабря 2017 г.

Спортивные праздники и развлечения в ДОУ - задачи, содержание, новые подходы, методические рекомендации

Музыкальный руководитель Сергеева О.Н.

Невозможно представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. 
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника это основной вид деятельности ребенка. Такая форма работы нацелена не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание и на гармоничное развитие детей. Именно такая работа с детьми дошкольного возраста и ценна тем, что создает условия для эмоционально психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. 
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными задача каждого дошкольного учреждения. Несомненно, что при поведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. 
Чтобы любой праздник прошел, ярко, весело увлекательно и эффективно необходимо использование музыки в физкультурной деятельности. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям точность и выразительность, способствует развитию координации движений. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются в начале и в конце занятия, а также широко используется при проведении спортивных праздников и развлечений. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения, выразительность, ритмичность, четкость, координацию. 
Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот почему музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Поэтому использование музыки во время проведения спортивных праздников и развлечений направлено к одной цели: сформировать активное творческое восприятие музыки и умение выразить ее содержание в движениях. 
На физкультурном празднике, могут участвовать несколько групп одного или разного возрастов. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я - дружная семья», «Правила дорожные детям знать положено», «День здоровья», «Малые Олимпийские игры», «Будущие защитники!» и т.д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. Таким образом, спортивные праздники у детей пробуждают не только повышение двигательной активности, но и интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать, размышлять.  
Физкультурный праздник в детском саду представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенные динамикой двигательного содержания они являются радостным событием в детской жизни. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины. Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие на ребенка велико, поэтому очень важно не допускать формализма и однообразия при их проведении. 
Необходимо продумывать художественные элементы праздника и тщательно отбирать музыкальный репертуар, стихи и т.д. И, безусловно, игры. Без них ни один праздник не станет по-настоящему веселым, ярким, интересным. Хлопоты о подготовке праздника, досуга или спортивного развлечения для ребенка не менее важны, чем сам праздник. От предвкушения радостных событий, ожидания встречи с друзьями ребенок переживает, по выражению А.С.Макаренко, «завтрашнюю радость». Немаловажное значение имеет и личная ответственность детей за какую-либо часть праздника это уже само по себе волнующее событие. В подготовке к празднику дети должны иметь равные права с взрослыми. Это сотворчество педагогов и воспитанников. Скорее именно дети хозяева праздника. 
При подготовке спортивных развлечений, досугов, праздников необходимо учитывать некоторые общие требования: У праздника всегда должно быть название, т.е. он должен быть посвящен какому-либо событию. При проведении праздников необходимо учитывать время года, условия и место проведения. Необходимо продумывать музыкальное сопровождение. Следует предусматривать рациональную одежду детей в зависимости от места проведения и сезона. Необходимо предусматривать такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей. Также рекомендуется заранее продумать формы поощрения. Таким образом, планирование работы по организации активного отдыха детей в ДОУ помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. 
Физкультурные праздники и досуги - одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Благодаря организации активного отдыха детей, создаются благоприятные условия для закрепления двигательных навыков, двигательных качеств. Повышается интерес к занятиям физической культурой через игровую деятельность. Создаются благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно-ролевую направленность занятий. Раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. 
Физкультурно-спортивный праздник, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды физических упражнений (гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения) преимущественно на открытом воздухе в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.
Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции, отвлечь от «ухода» в болезнь (В.Л. Страковская). Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождаются спонтанными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно (В.В. Динейка), что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.
Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, составляющие основное содержание любого физкультурно-спортивного праздника, в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности, адекватны потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых и дружеских качеств.
Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, детей и взрослых (педагогов и родителей) единством цели и общими задачами. 
Методика организации любого праздника - достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов.  
Подготовка к празднику - это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной фор­мы, эмблем, приглашений и т.п. Возглавлять подготовительную работу может музыкальный руководитель или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сестры, родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возраста участвующих, наличия инвентаря, интересов детей.
Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.
При составлении плана-сценария праздника необходимо
• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Особое внимание нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений (парад, комплекс ритмической или утренней гимнастики) и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т.д.
Сценарии праздников обычно предусматривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Естественно, здесь без подготовки не обойтись. Однако следует отказаться от репетиций, муштры и натаскивающих тренировок! Помните, что праздник организуется для детей, а не зрителей и гостей. Поэтому на нем уместны экспромт, живое, непринужденное общение, а не проработанный и заученный по сценарию диалог с заранее выученными ответами детей. Абсолютно неприемлемы репетиции сюрпризных моментов в присутствии участников праздника. Отсутствие таинства, чуда, рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным мероприятием с заранее известным концом.
Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.
Первая - вводная часть может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажиганием олимпийского факела. Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участников и болельщиков, включая взрослых; неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть начало праздников-игр в спасателей, путешественников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей. Вариантов много...
Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить участие всех. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и нерешительные остаются не у дел. В этом случае можно сделать так каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты могут быть разного цвета, формы и т.п.); в ходе праздника ведущий приглашает к участию в какой-либо игре только тех, у кого билет в форме красного кружка, а к участию в соревновании «Прыгуны» тех детей, у которых билет в форме зайца. Раздавать билеты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал себя лишним. Так, если мальчику достался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это упражнение, то он будет чувствовать себя ущемленным в паре с девочкой или просто откажется от участия. Поэтому заранее нужно решить, кому какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций.
На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.
Ведущему нужно быть весьма деликатным при подведении итогов: дети ранимы, они не могут адекватно оценить свои способности и болезненно переживают неудачи. Поэтому необходимо, во-первых, правильно сформировать команды: они должны быть приблизительно одинаковы по силам и с равным количеством мальчи­ков и девочек; во-вторых, тактично говорить о победах и поражениях, поддерживать в детях дух оптимизма, уверенность. В конце праздника можно запланировать такую игру, в которой победа проигрывающей команды гарантирована. Например, ведущий предлагает обеим командам подвижную игру «Ловишка». Догоняя детей, он осаливает только игроков из побеждающей команды. Это помогает снивелировать явное преимущество одной из команд. В результате к концу праздника «побеждает дружба»! Организаторы могут использовать другой способ выравнивания результатов: одна команда награждается в номинации «Самая ловкая и быстрая», другая - «Самая дружная и веселая».
Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым и сопровождаться музыкой, необычными звуками (так, свист извещает о появлении Соловья-разбойника, цоканье копыт - тройки). Если праздник проводится в помещении, можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя фонарями и т.п.).
В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец.
Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуйте родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.