Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10

Телефон

8 (47 248) 78-2-69

Эл. почта dolzhenkonatalya@yandex.ru

«Другое дело»
"Шагаем вместе"
Консультационная служба
Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» специально для Вас на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» создана Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Всероссийское голосование за объекты благоустройства по проекту «Формирование комфортной городской среды»

МБДОУ "Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Купино, ул. Парковая , д. 10,
Телефон: 8 (47 248) 78-2-69
Эл. почта: dolzhenkonatalya@yandex.ru

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Ишкова Т.И.

2 октября 2017 г.

«Воспитание  нравственных  качеств  у  детей  дошкольного  возраста,  посредством  русских  народных  сказок».

 

      Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

     Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительным образом повлияют на становление характера ребенка. В этот небольшой промежуток времени ребенок приобретает большой опыт. Современные мультфильмы искажают представления нравственных качеств ребенка, не воспитывают в ребенке ни доброты, ни справедливости, ни милосердия, подрывают традиционные семейные ценности.

     Не лучшим образом на нравственном воспитании дошкольника сказываются такие тенденции современного общества, как возвышение материальных ценностей над духовными, замена книг экраном телевизора. Теперь идеалом для современного ребенка становится не всегда нравственный персонаж, герой очередного «антимультфильма». В результате мы получаем агрессивных, эмоционально незрелых, не способных к сопереживанию маленьких личностей с искаженными моральными нормами.

     Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое количество сравнений и повторений свойственных речи ребенка.

      Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он утверждал, что педагогическое значение народного творчество невозможно заменить никакими рассказами. Сказка близка и понятна детской психологии.

     Именно сказка впервые открывает перед ребенком мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Через сказку ребенок познает окружающий мир, мир человеческих взаимоотношений. Многогранные образы сказочных героев дают возможность развиваться детскому воображению. Сказка привлекает детей тем, что в ней много фантастического: разные превращения, животные разговаривают, герои наделены волшебными умениями (умение летать, различные превращения) и т.д.

     В содержании сказки всегда заложен урок. Сказка не дает прямых указаний. Всегда есть добро и зло, положительные и отрицательные герои. Сказки развивают положительные качества: доброту, милосердие, сопереживание, честность, трудолюбие. В то же время осуждают: жадность, злость, лень, трусость и др. С помощью сказок ребенок учится отличать добро от зла, хорошее от плохого. Народный фольклор отражает моральные устои и традиционные ценности общества.

     Нельзя не отметить значение сказок в патриотическом воспитании. Сказка воспитывает любовь к Родине, раскрывает перед ребенком духовные богатства культуры. В сердце ребенка остаются образы родной природы, описанные в народном творчестве.

      Проецируя на себя чувства и поступки положительных героев, ребенок формирует свое поведение. Поступки героев сказки становятся его поступками. Ребенок не сможет ответить на  добро злом, обидеть слабых.

     Язык сказок очень певуч и поэтичен. Песенки-вставки, присказки и концовки вызывают у ребенка интерес к слушанию. Традиционные эпитеты русских народных сказок: добрый молодец, Василиса Прекрасная, Иван-дурак и др. В сказках медведь всегда косолапый, могучий, но добрый, волк - серый, свирепый, но глупый, лиса - хитрая, всегда выигрывает в любой ситуации. Темные силы русских сказок: Леший, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Водяной.

     Наиболее эффективным методом знакомства со сказкой является метод рассказывания. Рассказывая сказку, педагог видит как меняется мимика, жесты ребенка, какие моменты сказки взволновали ребенка. Дети заслушиваются выразительным рассказыванием. Повторное прочтение сказки усиливает произведенное впечатление и раскрывает подробности сюжета, поэтому не стоит им пренебрегать. С каждым новым прочтением ребенок акцентирует внимание на разных деталях.

     Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

     Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

      Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

     Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

     Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.